MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Куда поставить свечу?

25.05.2009    джерело: www.zaxid.net
Галя Койнаш
Неужели в Кремле надеются, что заставят всех задрожать и избежать «недипломатических» фактов? Ведь никто в здравом уме не станет отрицать важнейшую роль СССР в победе, но действие законопроекта явно распространяется намного шире.

Интеллигенты в годы т.н. перестройки восторженно подхватили новую крылатую фразу и бесконечно искали себе оригинальные реплики на тему, ведут ли все дорогик храму. А из знакового фильма Абуладзе «Покаяние», мне запомнилось другое. Боль, местами невыносимая. Потом ужас от сцены, где обезумевшая от идеи светлого будущего сельская учительница поёт бетховенскую «Оду к радости». Очень долго потом вообще избегала Девятой симфонии.  

Запомнилось и какое-то дикое, взволнованное ликование в суде от слов дочери жертв покойника (мэра города, Сталина, как хотите), которую схватили, когда она третью ночь подряд выкапывала свежую могилу. Придётся меня посадить, она заявляет. Пока я жива, тот в земле не найдёт покоя   

Боль и ужас остались, только с триумфом сложнее. Впрочем, даже тогда не по себе стало, когда внук покойника, узнав всю правду, выбрасывает тело в обрыв. Просто метафора? Смотря для кого. Для меня лично – нет, ни тогда, ни сейчас. Могил же нет, а это очень многое меняет. 

Могил не было, но молчали и бесстыдно врали. Поэтому так ликовала при заявлении героини фильма и осквернительницы одного конкретного гроба. Она же за нас всех говорила. 

А кто теперь за нас говорит, когда не интеллигенты, а политики тему подхватили? Когда есть политические силы, которые всерьёз поднимают вопрос о переносе могил погибших в войну, и памятников воинам? 

            А что, их не бесили многолетние потоки отвратительного вранья про солдат, воюющих «за Сталина»?   Среди них же отцы, деды украинцев, которые воевали не за кровавого диктатора, а за свою замученную землю. Или воевали потому, что им выбора не дали. Кто первым кинет камень?

И многие же погибли. 

            Их использовали тогда, и сейчас любые политики, которые делают из бесконечно сложной истории тех времён, из смерти людей дивиденды, их точно так же предают. Не вправе мы им поддакивать. Да, всё неоднозначно, можно сколько угодно примеров приводить, обнажающих горькую суть слова «освободитель». Мальчишки не дожили.

9 мая этого года появилось сообщение на «Эхо Москвы» об осквернении мемориального кладбища советских солдат-освободителей в Варшаве. «Эхо Москвы» ссылалось на ИТАР-ТАСС, а тот – на российское посольство в Польше. Хотела побольше узнать, проверила в польской газете «Выборча» («Gazeta Wyborcza”). Нашла ровно столько же информации со ссылкой на „Эхо Москвы». В украинских СМИ, как водится, на следующий день сообщали, уже без ссылок, об осквернении. Не могу проверить, и, возможно, что-то такое произошло, хотя специфическая магистраль информационных каналов, прямо скажу, настораживает. Из личного опыта могу только сказать, что, как бы трудно ни было найти поляков, считающих советских солдат «освободителями», во все Дни памяти горят свечки и лежат цветы на могилах погибших советских солдат.

В жизненном пути многочисленных поколений романа «Сто лет одиночества» я окончательно запуталась, но на всю жизнь запомнила слова, которыми одна женщина утешала мужа при очередном крахе их планов: «Мы же можем уехать, ведь никого здесь пока не хоронили.» 

Спасибо Владимиру Саришвили, который подтвердил, что в Грузии не могло бы быть и речи о сносе или переносе могил или памятников воинам. Пишу «подтвердил», поскольку мы же люди, и это понимаем. 

Пока не вмешиваются политики.

Кто первым лез драться, всегда проблематично установить. Не легче определить, чья болезненная фантазия порождает новые вспышки психоза. Кремлёвские слуги недавно разработали новый законопроект, предусматривающий уголовную ответственность за отрицание победы Советского Союза над нацизмом. Полный абсурд, естественно, но смешного настолько мало, что надо было бы на весь мир раскричаться. Ведь приближаются годовщины, которые лидеры всего демократического мира будут отмечать. Семьдесят лет назад, 1 сентября 1939, нацистская Германия напала на Польшу, что непосредственно привело к началу Второй мировой войны. Будем вспоминать и 17 сентября, когда СССР, как союзник нацистской Германии, тоже вторгся в суверенную тогда Польшу. Историки назовут множество ещё дат и подробностей, которые не вошли в арсенал советской пропаганды о войне,

Неужели в Кремле надеются, что заставят всех задрожать и избежать «недипломатических» фактов? Ведь никто в здравом уме не станет отрицать важнейшую роль СССР в победе, но если читать законопроект повнимательнее, становится ясным, что его действие распространяется намного шире.

Прочитала на днях такую фразу: «Память о миллионах жертв является ключевым элементом создания государства». Признаюсь, поморщилась, и от одной мысли о замене первой части Голодомором или Холокостом, просто жуть. Столь же, собственно, жутко, что советская власть так продалбливала свою пропагандистскую версию «Отечественной войны», тем самым прикрывая идеологическую наготу и банкротство империи. Безмерно горько, что Кремль решил и Россию тащить по этому пропитанному враньём пути. 

Если речь идёт о тех в России, для кого советское уже российское, и все однозначно отличное, то все ясно. Но когда какие-то политические силы в Украине вместо конкретных предложений о том, как вытянуть страну из перманентного кризиса, добиваются голосов омерзительнойигрой вокруг возможного переноса или демонтажа памятников погибшим, то спрашивается, какие же цели они преследуют.

Если подобные политики действительно хотят служить своей многострадальной стране, пусть меньше трубят о переносе памятников,  а занимаются поиском могил, к которым спустя семьдесят лет с Тридцать Седьмого, до сих пор многие не могут возложить цветы.

 Поділитися